Как древние украинцы представляли себе природу

Язычество наших предков было религией гармонии человека и природы, человека и Вселенной. В те давние времена человек не отделял себя от обожаемой, а следовательно, неприкосновенной природы, не считала себя ее “царем”, однако была уверена в собственном смысле, в том, что является частью грандиозного целого.
Поэтому и почитались силы природы, небесные светила – Солнце, Луна, звезды. Божествами и духами заселено было землю и воду, растительный мир. Не разрушая природы, древние славяне брали у нее все необходимое для существования – пищу, одежду, лекарства. Надо было только знать те законы, по которым происходит таинство жизни.
1
Вспашка, посев, сбор урожая – все эти, вроде бы простые, бытовые процессы превратились в таинственные, торжественные и удивительно поэтические ритуалы. Роковой ошибкой человечества стало моральное отлучение от природы, началось позже и приобрело катастрофических масштабов в двадцатом веке. Сегодня, на пороге страшных экологических кризисов, следует вновь обратиться к мудрости наших предков, чтобы хоть немного научиться у них уважительного отношения к природе, утраченного Провидение потомками.

Сокровищница народной мудрости украинская богата пословицы и поговорки о природе, ее явления, растительный и животный мир. Эти народные афоризмы отражают взаимоотношения человека с природой от древнейших времен, когда еще формировались начала словесного искусства. Природа выступала в них то как непонятная, враждебная сила, то как помощник человека: “Огонь и вода хорошо служить, но злые властвовать”, “С огнем не шути и воде не верь”, “Тихая вода людей топить, а быстрая только пугает” , “Солнце – отец, месяц – отчим”.

Изменяя природу вокруг себя, человек менял и саму себя, свои представления об окружающем мире, накапливала опыт для дальнейшего совершенствования взаимоотношений с окружающей средой. Издавна в народе говорят: “Гром гремит – хлеб будет родить”, “Дождь в пору – золото”, “Как сено косят, то дождя не просят”.
За долгую историю у человека не было большего союзника, защитника и друга, чем ее земля. Чувство сыновней преданности земле передается генетически из поколения в поколение.
Земля у древних поговорках и пословицах называлась матерью, прославлялась ее сила и щедрость: “Земля богатая, вода сильная”. Образы земли и воды являются неотъемлемыми во многих пожеланиях: “Будьте здоровы, как вода, а богатые, как земля!”
Украинская мифология как совокупность представлений и отдельных переводов об объектах живой и неживой природы, человека и Вселенной развивались на основе древней общеславянской мифологии. В мифах человек стремился объяснить и упорядочить окружающий мир. Наши предки много внимания уделяли природным явлениям и стихиям, отдельным этапам жизни и смерти человека, структуре окружающего мира подобное.

Ведь именно в славянской и в частности в украинской мифологии, земля – ​​это мать, она же символ богатства, изобилия, главного пристанища живых и мертвых. Кстати, украинская не размещали царства мертвых за пределами Земли. По их верованиям, мертвые жили в деревьях, птицах, камнях и чаще в земле, откуда могли разговаривать с живыми людьми, могли выходить из земли, из рек и искать возможности общения с живыми. Народ глубоко уважает в своих поверьях землю и дает ей такие названия: мать, святая земля, мать сыра земля, кормилица наша.

Своеобразным культом у наших предков была вода. Издавна украинскую с особой тщательностью охраняли и украшали источники, считая их святыми местами. Не случайно, что с колодцами связаны многочисленные легенды о спрятанных сокровищах, хотя ценного сокровища, чем вода, в природе, очевидно, не существует. Вода праздника. Вода берется из земли. К воде народ относится с уважением и считает грех плевать в нее и говорить бранные слова.

Всегда считалось большой надругательство заглядываться в зеркало воды. Народные наставления говорят: заглядывать в колодец – затянет водяной баба, чепуритимешся над водой – погубит на щеках оспа … И это было не столько запугивание, как большое уважение к воде, ведь она всегда должна быть чистой. Пословица гласит: “Не плюй в колодец, потому что придется еще пить водицу”.
У наших предков царил культ дерева, леса. Кощунством считалось строить дом из дерева, поврежденного молнией. Липу как защитницу от молнии рекомендовалось сажать вдоль дороги, возле господи, возле культовых сооружений, дворцов. Особенно боялись злые духи осины – так ее тоже сажали возле жилья, осиновые колья забивали для отпугивания нечистой силы в местах, где она якобы являлась.

Этические нормы нашего народа запрещали уничтожать, убивать по прихоти. В то далекое время люди понимали, насколько уязвима природа и предостерегали равнодушных: “Будь осторожен, рядом с тобой другие существа, дай жить …”. Высокий уровень понимания явлений природы, экологическое мировоззрение наших предков проявляется в народных приметах, поговорках и пословицах: был создан определенный кодекс, который требовал относиться к природе как к святыне.