Законодательство об экологии как система для образования базы данных

Закон Украины “Об охране окружающей природной среды” определяет создание и обеспечение работы национальной экологической информационной системы как одну из главных функций органов управления в области охраны окружающей среды. Согласно закону эта функция относится к компетенции специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов (Министерство экологии и природных ресурсов Украины и его органов на местах.

Согласно Положению о Министерстве экологии и природных ресурсов Украины общая система информационного обеспечения включает экологические, географические и другие информационные подсистемы. За годы становления экологического и природоохранного законодательства эта структура получила своего правового определения.

1

В Украине наибольшее развитие получили мониторинговые и кадастровые информационные системы. Это закреплено в соответствующих законодательных актах, касающихся управления отдельными природными ресурсами. Цели и задачи информационного обеспечения определены в Земельном, Водном, Лесном кодексах и в Кодексе Украины о недрах; в законах Украины “О питьевой воде и питьевом водоснабжении”, “О мелиорации земель”, “О животном мире”, “О растительном мире», “Об охране атмосферного воздуха”, “Об отходах” и др.. Однако нормативные, методологические, научно-технические и организационные основы создания и функционирования информационных систем в сфере экологического управления в экологическом законодательстве пока не развиты.
Мониторинговые экологические информационные системы наиболее полно представлены в таких законодательных актах: Положение о государственной системе мониторинга окружающей среды, Положение о мониторинге земель, осуществления государственного мониторинга вод, Порядок организации и проведения мониторинга в области охраны атмосферного воздуха. В Основных направлениях государственной экологической политики Украины развития этих информационных систем уделяется особое внимание как приоритетному источнику первичной информации о состоянии национальных природных ресурсов. В этом же документе поставлена ​​задача общегосударственной важности – создание Единой государственной системы предупреждения аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций и реагирования на них. Его решение возможно при условии формирования соответствующей интегрированной информационной системы, взаимосвязанной с другими мониторинговыми системами и информационным обеспечением общегосударственной системы управления. Эта интегрированная информационная система требует своего законодательного воплощения.

Кадастровые экологические информационные системы представлены в таких законодательных актах: Порядок ведения государственного земельного кадастра, порядок ведения государственного водного кадастра, Порядок ведения государственного учета лесов и государственного лесного кадастра, Порядок ведения государственного кадастра животного мира, Порядок создания и ведения государственного кадастра природных территорий курортов, Порядок создание и ведение государственного кадастра природных лечебных ресурсов, Положения о Государственной службе геодезии, картографии и кадастра. Чтобы создать условия для устойчивого развития Украины и ее регионов, ведутся региональные кадастры природных ресурсов, правовая основа которых закреплена Положением о региональных кадастры природных ресурсов.

В условиях экономического реформирования в государстве значительно возрастает роль государственных кадастров как информационной базы для эффективного управления восстановлением природных ресурсов, ведения соответствующей статистики, регулирования соответствующих общественных отношений, поддержки налоговой и инвестиционной политики государства, обоснования размеров платы за природопользование. Для этого в Украине внедряются государственные программы, предусматривающие комплекс мер, направленных на автоматизацию информационно-технологических процессов, связанных с оперативным ведением и использованием данных государственных кадастров природных ресурсов. Такими примерами являются Программа создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра, автоматизированная система ведения кадастра природных лечебных ресурсов, основанная на использовании ГИС-технологий.

Согласно указам Президента Украины “О системе центральных органов исполнительной власти” и “Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти”, в структуру Министерства экологии и природных ресурсов Украины вошли Государственный комитет по гидрометеорологии, Государственный комитет по геологии и использованию недр, Главное управления картографии, геодезии и кадастра, Государственная администрация ядерного регулирования и Государственная комиссия по делам испытаний и регистрации средств защиты и регуляторов роста растений. Объединение в рамках Министерства средств, ресурсов, методов геологической, гидрометеорологической, топографо-геодезической службы создало предпосылки для интегрального управления природопользованием.

Теперь Минэкоресурсов как специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов объединяет в целостной структуре экологические информационные системы и базы данных (например, Государственный информационный геологический фонд Украины, Государственный картографо-геодезический фонд Украины) различных экологических ведомств и создает единую интегральную основу для системного информационного обеспечения.